Коллегия Патриарха и дух Тридентского собора

12.05.2022 21:48
    Пришло время собраться с мыслями и рассказать моим читателям о новых литургических впечатлениях. На этот раз хочу поделиться своими мыслями от посещения Коллегии Патриарха в Валенсии. Эту Пасху мне довелось встретить в Испании. Эта поездка стала моим дебютом в этой стране, которая меня совершенно очаровала.
    Коллегия Патриарха была основана в шестнадцатом веке титулярным патриархом Антиохии Хуаном де Рибера. Святой был вдохновенным проводником в жизнь идей и установок Тридентского Собора. Мне кажется, что я впервые смог ощутить свежее веяние духа контрреформации именно в храме этой коллегии. Мне стало ясно на эмоциональном уровне, что Тридентский Собор действительно желал не просто осудить протестантов, а в еще большей мере вдохнуть новую жизнь в Католическую церковь. Церковь Коллегии абсолютно христоцентрична. Алтарный образ художника Франсиско Рибальта — это Тайная Вечеря. Мотив, к слову, совершенно не само собой разумеющийся до Тридентского Собора. Ни Рождество, ни мученичество святого Себастьяна, ни Успение Богоматери. Нет — именно монументальное изображение Тайной Вечери. Позже я узнал, что полотно сдвигается и за ним открывается скульптурное изображение Распятия.


    Литургия в храме поражает своей торжественностью, своим вкусом и совершенством. Воскресной мессе предшествовала петая утреня на латинском языке согласно Liturgia Horarum. За утренней последовала церемония кропления водой, освященной в ночь накануне. Схола из двенадцати мужчин безупречно исполнила Vidi aquam, священник был облачен в золотой плювиал.
    За церемонией кропления последовала месса на латинском языке согласно новому обряду. Священник переоделся в орнат. Прислуживали всего два аколита, тем не менее использовалось кадило. Проприй был спет практически безупречно и без каких бы то ни было сокращений. Вся сила литургической символики: музыка, вода, фимиам, живопись и параментика — была сконцентрирована на этом богослужении. На такой службе чувствуешь себя причастным тысячелетней истории церкви и всем тем богатствам, которыми может одарить верующего римская литургия. Главное, что такая литургия возвышает, вдохновляет, оживляет и дает опыт Царства, о приходе которого мы постоянно молимся, и при этом всеми силами изгоняем его из наших храмов недостойной музыкой, псевдо-искусством, грубостью и провинциализмом. Еще одним важным выводом для меня стало то, что так же как Второй Ватиканский Собор, Тридентский Собор тоже имеет "свой дух". Этот подлинный, свежий, а не затхлый (трупно-подвальный) дух Тридентского Собора я глотнул на новой мессе в эту Пасху.
    Во время богослужения я заметил, что певчие находились на балконе. Там были устроены настоящие хоры с деревянными стасидиями и аналоем для нотных книг. По окончании мессы удалось проникнуть на эти волшебные хоры и немного пообщаться с руководителем схолы, которому уже за 80 лет! Схола Коллегии состоит из мирян, пользуется для мессы Graduale Triplex, а для пения часов собственным антифоналом, который подготовлен в точном соответствии с Ordo Cantus Officii первого издания.
    На следующий день я побывал в музее Коллегии и в домовой церкви, украшенной фламандскими гобеленами. Это замечательное место не избаловано туристами, а ведь собрание просто феноменальное! Картины Эль Греко, Караваджо, подлинная предсмертная рукопись Томаса Мора и много других сокровищ!
    Довольно точно дух того времени, на мой взгляд, передала Паола Волкова в своем рассказе о полотне Эль Греко Погребение графа Оргаса. Открытием для меня стало то, что Эль Греко увековечил на этой картине в образе Августина основателя Коллегии — титулярного патриарха Антиохии святого Хуана де Рибера.
 
Назад

Тема: Коллегия Патриарха и дух Тридентского собора

Дата 13.05.2022

От Марина

Тема Коллегия Патриарха и дух Тридентского собора

Ответить

Спасибо. Очень своевременно.