Амстердам IV

18.12.2014 14:14

Крест и корона

 

    Государственный строй Нидерландов — это конституционная монархия. Я знал об этом, но в первый раз четко осознал этот факт, когда после воскресной мессы в нашем храме отец Мартин провозгласил: «Domine salvum fac regem! - Господи, спаси царя!».

В апреле 2013 года впервые за более чем сто лет главой государства вновь стал король. Его предшественницей была его мать — королева Беатрикс, которая отреклась от престола в пользу своего сына.

 

www.youtube.com/watch?v=v2DyPae0nHo

Королева Беатрикс подписывает в Амстердаме акт об отречении от престола.

 

    В Нидерландах правит (?) немецкий царственный дом Оранских-Нассау. Отец нынешнего правящего монарха Вильгельма-Александра - немецкий князь Клаус фон Амсберг, супруг королевы Беатрикс. Бракосочетание королевы с эти немецким аристократом в 1966 г. сопровождалось акциями протеста, вызванными национальностью жениха и его членством в гитлерюгенде. За гитлерюгенд упрекали и папу римского Бенедикта XVI, как будто членство в таких структурах добровольное. Бракосочетание угрожало подорвать авторитет и без того уже «немецкого» царственного дома Оранских-Нассау. Интересно, что интернет страница царственного дома предлагает большинство материалов на трех языках: голландском, немецком и английском.

Принцессы нидерландского царственного дома Оранских-Нассау

 

    Гимн Голландии (как единство мелодии и текста) — старейший из тех, что поются по сей день в Европе. Он называется «Песня Вильгельма». Слова гимна вложены в уста Вильгельму, который в XVI в. встал во главе восстания нидерландской аристократии против испанского господства. В первой же строке поется, что Вильгельм из Нассау «немецкой крови» - «Wilhelmus von Nassawe bin ich von teutschem blut». Значение прилагательного «teutsch», от которого происходит современное немецкое слово «deutsch», и которое теперь переводят как «немецкий», на самом деле не так уж и ясно. Содержание этого понятия менялось со временем, и на этот счет существует много занимательной литературы. В проблематике перевода этого слова отразилась вся драма национального самоопределения немцев и других германцев. Именно в силу неоднозначности этого слова голландцы могут в порыве самого искреннего патриотизма петь про «''немецкую'' кровь» Вильгельма и при этом недолюбливать немцев.

Stevie Ann - Het Wilhelmus.mp3 (1768012)

    После антииспанского восстания Нидерланды стали самостоятельными, однако окончательно вышли из состава Священной Римской Империи германского народа лишь в 1648 году. Государственной религией стал протестантизм кальвинистского направления. На мой взгляд, реформация в Нидерландах чем-то напоминала реформацию в Швейцарии, подробнее останавливаться на разъяснениях мне бы не хотелось, хотя если кому-то моё наблюдение покажется справедливым, буду только рад.

    Католичество никогда не было полностью запрещено в Голландии (так же как и на территории современной Швейцарии). Тем не менее быть католиком считалось чем-то антипатриотическим, связанным с про-испанскими симпатиями. Католики, например, не имели права занимать государственные посты. По сей день в либеральной Голландии, где можно свободно покупать наркотики и вступать в профсоюзы проституток, официально запрещено воспитывать престолонаследника в католическом духе. Эта норма закона неожиданно оказалась насущной в последние годы. Дело в том, что супруга нынешнего монарха — королева Мáксима католичка. Она аргентинка, дочь какого-то латиноамерианского генерала, близкого к диктаторскому режиму прошлых лет. Так вот, она лишена права воспитывать своих дочерей в католичестве. Более того государственный совет запретил её отцу участие в каких бы то ни было монарших празднованиях, правда не из-за католичества, а из-за диктаторского режима. Отец королевы не был приглашен ни на бракосочетание дочери бракосочетание, ни на церемонию вступления зятя на трон.

    Честно говоря, меня удивляет то, на какие компромиссы со своей совестью способна эта женщина... Между прочим замечу, что обычно Католическая Церковь не благословляет браки с инославными в том случае, если инославная сторона не поручиться за воспитание детей в католическом духе; да и перед отцом как-то неудобно...

    Я думал все время, что был в Амстердаме, над тем, что незадолго до поездки сказала Елена Чудинова о роли монарха. Елена, если вы только читаете этот текст, могу сказать: «Не знаю, светит такой монарх, или не светит...». Конечно, роль у монарха есть, и в Нидерландах, возможно, даже больше, чем где-то еще. Монарх, например, является действительным членом государственного совета, и поэтому принимает участие в принятии каких-то решений. Главная роль, однако, заключается в том, что монарх и его выходы — повод к проявлениям патриотизма. Фигура монарха действует умиротворяюще. Престарелая, аристократичная королева Беатрикс (после отречения снова с титулом принцессы) выступает в своих телеобращениях в роли всенародной любимой бабушки. Хорошо, что это есть; хорошо, что в неспокойное время есть фигура монарха, и кого-то занимают вопросы престолонаследия и церемониала, а не только агрессивная американская пропаганда.

    Голландские монархи — протестанты, они очень последовательно не венчаются на царство. Отказ от коронации имеет свою внутреннюю логику. Кем они должны короноваться!? Псевдоепископами, как это имеет место в Великобритании, или премьер-министром? Нынешний король сказал в одном интервью, что его задача — это «поставить себя за волей народа». Если народ находится над королем, то король не может быть «боговенчанным». Вместо коронации нидерландские монархи приносят присягу и таким образом «восходят на трон». К королевским инсигниям относятся: корона, скипетр и держава (они выносятся к церемонии, но монарх к ним даже не прикасается), меч (пережиток католических коронаций) и мантия, которую король надевает для присяги. По-голландски вся процедура называется Inhuldigung, по-немецки Vereidigung, а по-русски, наверное так «восхождение на престол, через принесение присяги». Вся процедура проходит в т. н. «Новой церкви». Это стерильно-протестантская готическая церковь. Все её значение, в принципе, и сводится к церемониям монаршего двора. Я побывал только в притворе и в магазине, так как за вход нужно было платить. Мне платить не хотелось, но в следующий раз, я все-таки, заплачу. Один католический семинарист англичанин научил меня, что говорить сторожам: «Мало того, что вы у нас храм отобрали, так еще и наживаетесь, пустите меня помолиться!». Он сказал, что в Англии работает, но в Голландии я повторять не решился, честно говоря, как то особенно в этих опустевших храмах молиться и не тянет.


Церемония вступления на трон в Новой церкви 

(представьте себе интерьер без цветов и без пластмасовых стульев, на которых сидят высокие гости)

 

Для того, чтобы дать моим читателям представление о том, что такое нынешний протестантский храм я привожу перевод вступительного слова из буклета, распространяемого в «Новой церкви»:

 

Добро пожаловать в Новую церковь!

Шесть столетий назад новая церковь была построена на пожертвования богатейших амстердамских семей. Будучи центром города, церковь развилась в такое место, где встречаются люди, мечты и традиции. Она место действия важных исторических событий. Новая церковь — это известнейшая церковь Нидерландов и одновременно храм дома Оранских-Нассау. Здесь король Вильгельм-Александр женился на своей Мáксиме; здесь же происходят церемонии восхождения на престол. В то же время она остается народным храмом, в котором веками проходят жизнь и праздники.

 

Такие слова как «Бог», «Христианство», «Алтарь», «Святые», «Молитва» не употреблены в политкорректном буклете о главном храме страны ни разу! Неправда ли показательно для развитого протестантизма?

    Вообще, мне кажется, что Голландия очень дружелюбная к русским страна. Крушение боинга, летевшего из Амстердама, и в гибели которого Америка без проведения расследования сразу же обвинила Россию, конечно, эти отношения подпортит. Как уже упоминалось, в Амстердаме есть отделение Петербургского Эрмитажа. Этим летом там проводилась выставка императорского фарфора из собраний нашего музея. Весь Амстердам был увешан красивыми плакатами с портретами последней царской четы Романовых.

    Я считаю, что нам тоже нельзя забывать, что как поздняя династия Романовых, так и голландский царственный дом являются по сути немецкими аристократическими родами. В этом нет ничего зазорного. В угаре понятной антизападной пропаганды никогда нельзя забывать, что, наверное, именно Романовым мы обязанным европейским, т. е. человеческим лицом нашей Родины. Также не стоит забывать, что настоящий русский хочет он того или нет все равно был и останется европейцем.

Продолжение

Назад

Тема: Амстердам IV

Комментарии не найдены.