6 Воскресенье по Пятидесятнице

09.07.2012 20:58

 

Вступительная молитва:

Боже всех сил, Источник всякого блага, вложи в сердца наши любовь к Тебе; укрепи нашу веру, приумножь в нас всё доброе и заботливо сохрани его. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

 
Чтение из послания св. апостола Павла к Римлянам (Рим 6, 3-11)
Братья, когда мы крестились, чтобы соединиться с Христом Иисусом, мы тем самым разделили Его смерть: крещением - соучастием в смерти - мы погребли себя с Ним. И теперь, подобно Христу, поднятому из мертвых величием Славы Отца, мы тоже сможем жить новой жизнью. И если мы умерли такой же смертью, как и Он, и тем соединились с Ним, то и воскреснем, подобно Ему. Мы знаем, что прежний человек в нас умер вместе с Ним на кресте, чтобы наша греховная сущность лишилась силы, чтобы мы перестали быть рабами греха. Ведь умерший освобождается от греха. Мы верим, что раз мы умерли с Христом, то и жить будем с Ним. Мы знаем, что Христос, поднятый из мертвых, уже не умрет, смерть над Ним уже не властна. Он однажды умер - и для греха Он мертв. Он теперь жив - и живет для Бога. Так и вы, соединяясь с Христом Иисусом, считайте себя мертвыми для греха, но живыми для Бога.
 
Чтение из святого Евангелия от Марка (Мк 8, 1-9)
В те дни собралась большая толпа, а еды никакой у них не было. Иисус, подозвав учеников, говорит им: - Мне жаль людей. Вот уже три дня, как они со Мной, а есть им нечего. Если я отпущу их голодными, они ослабеют в дороге, а ведь некоторые пришли издалека. - Откуда взять здесь, в пустыне, столько хлеба, чтобы всех накормить? - ответили ученики. - Сколько у вас хлеба? - спросил Он. - Семь хлебов.
Тогда он велел людям сесть на землю. Взяв семь хлебов и произнеся молитву благодарения, Он разломил хлеб и дал ученикам, чтобы они раздали народу. Те раздали хлеб. У них было и несколько рыбок. Произнеся на рыбами благодарение, Иисус велел раздать и их. Люди ели и наелись и еще набрали семь больших корзин оставшихся кусков. А было их около четырех тысяч человек. Иисус отпустил их.
 
Ах, две души живут в моей груди
    Когда мы размышляем над сегодняшним первым чтением, нам прямо-таки кажется, как будто Павел хотел сказать, что в исполненном благодати, крещеном человеке уже более нет возможности грешить. Он говорит предельно ясно: мы крестились в смерть Христа, то есть мы умерли с Ним; ветхий человек пригвожден ко кресту. Таким образом мы мертвы для греха. "Как Христос уже не умрет, так и вы, соединяясь с Христом Иисусом, считайте себя мертвыми для греха, но живыми для Бога". Однако это лишь идеал и теория. Перед взором Павла предстает идеал христианина; это был бы Рай на земле, если бы после крещения мы не были бы более подвержены греху. К сожалению, в действительности все выглядит совсем иначе. Конечно мы облагодетельствованы в крещении, конечно все прежние грехи изглажены, но каждый из нас еще не житель рая. Адам мог с легкостью избегать греха, ибо он не имел к нему никакой склонности, он был свободен от вожделений плоти. Мы же, напротив, не находимся более в состоянии Адама до грехопадения; хотя грех изглажевается, склонность ко злу остается. Эта склонности постоянно подстрекает нас ко греху, она же делает нас изнывающими под ярмом наших слабостей и страстей.
    В действительности верны слова Гёте из Фауста: "Ах, две души живут в моей груди!". Одна из них искуплена, другая - нет. Стоит внимания и усилия проследить как Литургия созерцает душу и саму Церковь то как искупленных, то как еще не искупленных в течении литургического года. Конечно, в обоих случаях не нужно понимать такое различение буквально. Литургия смотрит на душу и Церковь как бы то с одной, то с другой стороны. Истина, однако, находится посредине. Как долго мы живем на земле - так долго будет в нас как уже "искупленное", так и "еще не искупленное". В Адвент мы чувствуем себя еще не искупленными, и если мы хотим правильно понять литургию этого времени, то именно так мы должны смотреть на себя, то есть как на еще не искупленных. К Рождеству и на Богоявление мы вновь искупленны. В Великий Пост мы как бы снова сопричтены катехуменам, то есть также еще не искупленных. На Пасху же мы вновь ощущаем себя искупленными чадами Божьими. Литургия имеет при этом целью помочь нам раскрыть и сформировать все стороны нашей духовной жизни. Как еще не искупленные люди мы должны осознать нашу малость и ничтожество, и таким образом должны особым образом упражняться в смирении; как искупленные же мы должны нести в себе самосознание нашего христианского звания. Время по Пятидесятнице - это смешанный литургический период, время повседневности; слово в литургии берет то "искупленная", то "еще не искупленная" душа. Один из таких примеров дает нам сегодняшняя месса.
Давайте перечитаем тексты сегодняшней мессы, и прочувствуем, как эти "две души" участвуют в сегодняшнем богослужении.
В исповедании Confiteor еще не искупленная душа произносит троекратное "mea culpa - моя вина". В интроите поют обе вместе; причем еще не искупленная поет исполнившись озабоченности: "К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, не безмолвствуй со мною, дабы, когда Ты будешь безмолвен со мною, я не уподобился нисходящим в могилу". Как видим душа считается с возможностью падения, но искупленная душа берет верх. Она держиться Господа, да она слабая, но Он её сила, защитник и крепость, Он пастырь  и вождь. Вновь по отдельности выступают эти "две души" в Kyrie и Gloria. В Kyrie говорит нужда о спасении, в Gloria - осознание дарованного спасения.
    Вступительная молитва, пожалуй произноситься от имнени искупленной души, однако и ей ясно, что один лишь Бог способен взрастить с несказанным старанием и осторожностью то семя, что Он в нас посеял.
    В послании говорит только искупленная душа; у Павла перед глазами идеал: мы умерли для греха, мы живем только для Бога. Градуал - это ответ еще не искупленной души на этот небесный призыв Павла. Весь 89 Псалом, из которого взяты стихи градуала - это плач еще неискупленной души. Содержание псалма вкратце таково: вечный Бог и кратвовременный человек. В псалме заложен захватывающий трагизм. Псалмопевец спрашивает: - Отчего мы погибаем? Ответ: - Грех вина тому. Стих аллилуйя указывает искупленной душе на помощь: в этой беде уповай на Господа, Он творит спасение.
    В Евангелии Сам Христос как бы продолжает: "Даже будучи искупленны вы бы пали в пути, Я знал это, и поэтому даю вам пропитание на этом пути через пустыню - Хлеб св. Евхаристии". Евхаристия предполагает это двойное состояние в нас: с одной стороны мы искуплены, Евхаристия опирается и продолжает Крещение; с другой стороны мы подвержены слабостям, поэтому нам необходим этот Хлеб Жизни в этой юдоли слез. Так завершается драма литургии Слова. С этим знанием мы приступаем ко Святой Жертве.
Дары к алтарю несут обе души бок о бок, при этом неискупленная поет в Оффертории: "Направь мои шаги на правый путь, чтобы не поколебались стопы мои". Ей вторит искупленная душа и она просит еще о большем: "Яви чудеса милости Твоей, ибо Ты спасаешь всех, уповающих на Тебя". Так оно и есть на самом деле. Во святой Жертве Господь являет нам чудо Своего милосердия: на алтаре лежит закланный и прославленный Агнец. Мы превознесены и нам позволено называться Его святым народом. Когда же мы намериваемся принять этот Хлеб Жизни, перед нами вновь встают все беды и вся греховность нашей души, об освобождении от которой мы просим. "Господи, я не достоин" - взывает неискупленная душа. "Скажи только слово и исцелиться душа моя" - в радости вторит искупленная. Так приобщаемся мы Хлебу Жизни, который нас очищает и питает, который укрепляет нас, чтобы нам не изнемочь в пути.
    Дорогие христиане, мы наблюдаем за мессой как бы отливы и приливы между ощущением потребности в Искуплении и осознанием уже совершившегося Искупления. Как же разрешить это дилему? Конечно мы уже искуплены, но мы носим это сокровище в хрупких сосудах. Святой Павел для нас лучший образ и пример: когда он размышляет о своих грехах, он прямо-таки повергнут наземь; он чувствует себя недостойным быть последним апостолом. И все же это лишь Kyrie, за которым следует Gloria; тогда восходит его искупленная душа к радостному осознанию своего звания и восклицает: "Я все могу в Том, Кто меня укрепляет".
    Неискупленная душа сохраняет нас в смирении и малости; искупленная же придает радости, силы и ведет к победе.
 
Dr. Pius Parsch CRSA произнесено 1928 г.
Перевод Василий Прусаков FSSP 2012 г.

 

Назад